Вне всякого сомнения
самыми благими намерениями руководствовалась администрация «Укрзализныци»,
когда 1 сентября прошлого года запускала так называемые «горячие линии» «Качество
и сервис» ( 0-800-50-3111 ) и «Стоп коррупция» ( 0-800-50-3222 ). Каждому
желающему было предложено внести свою лепту в дело правой борьбы с постыдными
явлениями, имеющими место в сфере обслуживания пассажиров: хамство билетных
кассиров и проводников, провоз безбилетных пассажиров и контрабанды, мокрое
постельное бельё и грязь в вагонах. Звоните и вместе с вами мы наведём порядок!
Только ваша активная гражданская позиция поможет повысить качество обслуживания
пассажиров и остановить правонарушения со стороны железнодорожников! Да вот
только не думала-не гадала администрация «Укрзализныци», что открыла тем самым
«ящик Пандоры». Количество обращений на «горячие линии» росло с каждым днём.
Все эти жалобы и обращения оперативно отправлялись на места ( вагонные участки,
вокзалы ) для принятия мер к виновным.
Причём меры эти должны быть исключительно жёсткими. Чтоб неповадно было!
Вот только борьба
со «злом» получается какая-то странная. В погоне за «дешёвым» популизмом
руководство «Укрзализныци» позволило себе поставить своего работника в заведомо
проигрышное положение, не оставив ему ни малейшей возможности оправдаться и
защитить себя. Ведь при обращении на «горячую линию» заявителю достаточно
оставить лишь свой телефон ( в том числе и мобильный ) и назваться как ему
будет угодно. А если жалоба отправлена по электронной почте, то и вовсе
достаточно почтового ящика отправителя. К тому же не требуется прилагать
проездной документ ( билет ), подтверждающий факт проезда пассажира в данном
поезде, вагоне, на данном месте ( или его электронную копию ). И подавляющее
большинство заявителей так и поступает. Вот и фигурируют в данных заявителя не
только одно имя ( да и то, зачастую, ненастоящее ), а и всякие птички-зверушки@net. А как же «на борьбу с постыдным, да
с открытым забралом»? Вскрываем нарывы, проявляя патриотизм сидя на диване в
своей «малосемейке»? Ведь не секрет, что в нашем «больном» обществе существуют
огромные проблемы с культурой поведения людей в общественных местах. А культура
поведения пассажира, во многих случаях, практически отсутствует. Очень часто
работник железной дороги, связанный с обслуживанием пассажиров, оказывается
беззащитным перед этим же пассажиром. Он должен быть предельно вежлив и
тактичен, а сам, зачастую, сталкивается с хамством и руганью со стороны
пассажира, курением и заплёванным тамбуром, распитием спиртного в вагоне и полным игнорированием замечаний по этому
поводу, мусором в матрацах, за трубами отопления и на третьих полках,
прихваченными «на память» подстаканником или шторкой с логотипом дороги. И, боже
упаси, сделай такому пассажиру замечание. Сразу в ответ «да я сейчас позвоню и
завтра ты тут работать не будешь». И летит жалоба от такого
«горе-правдоискателя» на «горячую линию». И вот уже в кабинете у руководителя
ты пытаешься доказать, что ты не верблюд. И, вроде бы, и записей в книге жалоб нет, и к
начальнику поезда никто не обращался, и ты недоумеваешь «ведь никто не проявлял
недовольства во время поездки». Но вот это пресловутое «пассажир всегда прав»
перевешивает всё. Есть сигнал – должно быть и наказание. И пожёстче! Ведь ответ
руководству нужно дать «правильный», чтобы за проявленную мягкость не пришлось
ответить уже самому. Вот и рубят лес. Вот и щепки летят. А каждая такая щепка –
это, в первую очередь, человек. Вот и начинают с железной дороги уходить люди,
отдавшие ей долгие годы. А молодёжь задумывается – а стоит ли идти работать
туда, где предприятие не может ( а может и не хочет? ) защищать своего
работника.
2 июля 2015 года
были приняты изменения и дополнения к Закону Украины «Об обращении граждан»,
которые вступили в действие с 28 октября того же года. Ряд таких дополнений
регламентирует деятельность «горячих линий» и принятие обращений в электронном
виде, фактически узаконив их: «Устное обращение излагается гражданином на
личном приёме или с помощью средств телефонной связи через определённые контактные центры, телефонные «горячие линии» и
записывается ( регистрируется ) должностным лицом» ( часть 5 статьи 5 в
редакции Закона Украины «Об обращении граждан» от 02.07.2015 г. №577-VIII вступило в силу с 28.10.2015 г.).
Далее: «Письменное обращение отправляется почтой или передаётся гражданином в
соответствующий орган, ведомство лично или через уполномоченное лицо,
полномочия которого оформлены согласно законодательства. Письменное обращение
также может быть отправлено с
использованием сети Интернет, средств электронной связи ( электронное
обращение )» ( часть 6 статьи 5 в редакции Закона Украины «Об обращении
граждан» от 02.07.2015 г. №577-VIII вступило в силу с 28.10.2015 г.).
В то же время
требования к обращениям граждан не изменились абсолютно: «В обращении должны
быть указаны фамилия, имя и отчество,
место проживания гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания,
предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение
должно быть подписано заявителем ( заявителями ) с указанием даты. В электронном обращении так же ( а не
взамен – Авт. ) должен быть указан
электронный почтовый адрес, на который заявителю можно будет отправить ответ
или сведения о других средствах связи с ним» (часть 7 статьи 5 в редакции
Закона Украины «Об обращении граждан» от 02.07.2015 г. №577-VIII вступило в
силу с 28.10.2015 г.).
«Обращения,
оформленные без соблюдения указанных требований, возвращаются заявителю с
соответствующими разъяснениями не позже чем через 10 дней со дня его
поступления» (часть 8 статьи 5 в редакции Закона Украины «Об обращении граждан»
от 02.07.2015 г. №577-VIII вступило в силу с 28.10.2015 г.). А статья 8 Закона
Украины «Об обращении граждан» даёт чёткое определение: «Статья 8. Обращения, которые не подлежат рассмотрению и решению.
Письменное обращение без указания места проживания, не подписанное автором (
авторами ), а также такое, из которого невозможно установить авторство,
признаётся анонимным и рассмотрению не подлежит».
Я не ставлю под
сомнение возможную пользу от «горячих линий», на которые может обратиться
пассажир и указать «Укрзализныце» на недостатки в работе. Я не спорю, что
имеются факты нарушения обязанностей со стороны работников железнодорожного
транспорта и поездных бригад в частности, вплоть до случаев коррупции. И такие
случаи нужно обязательно выявлять и принимать меры. Но замечания эти должны
быть конструктивными, не сводиться только к констатации факта нарушения, но и
предлагать возможные пути решения. Так мы вместе действительно имеем шанс
что-то изменить к лучшему. И никоим образом обращение не должно становиться
инструментом сведения счётов, давления и
манипуляции. Это можно сделать лишь прекратив практику принятия анонимных
обращений от «доброжелателей». Тем более, что этим функции «горячих линий»
будут приведены в правовое поле действующего законодательства. Уверен, что количество жалоб уменьшится в
разы. Ведь пассажиру придётся быть более ответственным, а его обращения будут
более взвешенными и объективными.