Украина осталась без «Хюндаев».
После полутора лет эксплуатации корейских составов пассажиров без предупреждения вернули в украинские вагоны, прекратив одним махом продажу билетов на все поезда класса «Интерсити+». В среду утром из Харькова, Днепра, Донецка и Львова «Хюндаи» отправились в столицу по расписанию. Но обратно не вернулись. Из столицы вместо них в областные центры пришли обычные пассажирские поезда. Около полудня перестали продаваться билеты на поезда «Интерсити+» в кассах и по системе бронирования через интернет, причем не только на ближайшие рейсы, но и на март. «Сегодня (12 февраля. — Авт.) ушел последний поезд по маршруту «Донецк – Киев – Донецк». Больше билеты на эти электропоезда не продаем, а откроется ли продажа, вопрос неясный. Причины нам тоже неизвестны», — сказали нам в кассах ДонЖД. «Отмены поездов нет, но закрыта продажа на эти поезда на месяц по техническим причинам», — сообщили в диспетчерской ж/д вокзала Киева. В Харькове немного пролили свет на ситуацию: «Вместо «Хюндая» отправляют из Киева другой состав. Пришла телеграмма, согласно которой закрыта продажа всех билетов на поезда «Интерсити+» на неопределенное время. Все заранее купленные билеты можно сдать или получить разницу за проезд в обычном поезде в кассе».
МЕСТ В ПОЕЗДЕ ХВАТИЛО НЕ ВСЕМ
Пассажиры оценили сюрприз. «Еду поездом №169 «Киев – Львов». Подали совковый поезд с плацкартными вагонами. Сказали: кто не хочет ехать — выходите. Мест хватило не всем. Когда прибудем во Львов — неизвестно. Отправились на 20 минут позже. Проводников сняли с других составов, они ничего не знают. Только повторяют: был не готов состав», — написала нам из поезда Мария Сидорчук. По словам пассажиров, извинений никто не принес. Не было их и от официальных лиц «Укрзализныци». А вчера вечером на маршрут «Киев – Харьков» вместо поезда класса «Интерсити+» вышла обычная электричка. Вечером появилось официальное заявление Украинской железнодорожной скоростной компании, которая эксплуатирует «Хюндаи»: «С 12 февраля временно на маршрутах курсирования поездов «Интерсити+» для перевозок пассажиров будут использоваться поезда, сформированные из пассажирских вагонов с локомотивной тягой». Здесь также обещают вернуть разницу за класс поезда тем, кто не откажется от поездки по заранее купленным билетам. Уточняя при этом, что замена состава — временная. А ближе к вечеру в ж/д-кассах Киева нас убеждали, что составы заменили лишь на два дня. Как изменится время в пути, железнодорожники пока прогнозировать не берутся. «Хюндаи» рассчитаны на скорость до 160 км/ч, наши старые добрые поезда — до 120, нужно это понимать», — говорят на ж/д.
ПОЕЗДА МОГЛА УБИТЬ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Официальная версия исчезновения «Хюндаев» — техосмотр при участии корейских специалистов. Но почему без предупреждения, в компании не говорят. Есть предположение, что это было сделано во избежание катастрофы. «В трех составах обнаружили подозрение на разрушения. Чтобы не рисковать жизнью и здоровьем пассажиров, поезда решили поставить на техобследование, которое выполнят специалисты из Кореи», — рассказал нам экс-начальник Приднепровской ж/д нардеп Александр Момот. По словам наших источников на ЮЖД, причиной могли послужить трещины в хребтовых балках вагонов (опора, на которой стоит вагон). Глава подкомитета по вопросам железнодорожного транспорта комитета ВР Виктор Остапчук считает, что отсутствие «Хюндаев» — это ЧП. «Их в Украине нечем заменить. Еще и скоростные электрички «Шкода» отправили на ремонт. Почти за два года их просто угробили на наших дорогах. Они рассчитаны на пригородные расстояния, а их летом на 1200 км пустили». Юристы говорят, что есть смысл подавать в суд на «Укрзализныцю», если существуют доказательства, что вы пострадали. «К примеру, из-за опоздания поезда, который заменил «корейца» и едет медленней, пассажир не успел на деловую встречу, не передал больному родственнику лекарства и т. д. В суд нужно идти с документами, подтверждающими, что вы пострадали из-за опозданий (договоры, медсправка)», — говорит юрист, специалист по транспорту Алексей Святогор.
ДЕНЬГИ ВОЗВРАЩАЮТ С БОЕМ
13 февраля, Киев, 5:30 утра. На перроне №13 столичного вокзала несколько десятков возмущенных пассажиров поезда №154 «Киев — Донецк» («Интерсити+»). «Мы с женой заплатили около тысячи гривен, хотели съездить на выходные к друзьям. Не пожалели денег на комфорт, а тут… Приходим и видим обычные, старые вагоны! «Хюндая» нет, а нас даже никто не удосужился предупредить», — кричит киевлянин Андрей. Проводница его успокаивает, мол, это временно, проедетесь в купейном вагоне с неменьшим комфортом, а по приезде в Донецк вернете разницу за билеты. На наш вопрос, что же произошло со скоростным составом, представительница ж/д вокзала отвечает: «Там что-то отломалось, чинят». В соседнем вагоне, уже плацкартном, тоже стоит группа пассажиров. Большинство из них уже не ругаются с проводником — они без слов делят полку плацкарта на двоих. «Я два года не была дома. Купила билет второго класса, а теперь поеду в старом плацкарте. Отказаться не могу — обещала родителям», — жалуется пассажирка поезда Ольга Антипова. Вместо комфортного «Хюндая» из Киева в Донецк людей повез локомотив с тремя прицепными вагонами: два плацкартных (туда сели пассажиры второго класса) и один купейный (первый класс). Все три раньше были в составе поезда Киев — Москва, о чем свидетельствуют таблички на окнах. Кроме ужаса от замены, пассажиры поезда №154 столкнулись с еще одной бедой: у большинства были электронные билеты, а считывателей QR-кодов на скромный состав так и не выдали. Учитывая обстоятельства, проводники пускали людей с распечатанными на простой бумаге билетами без доппроверки. «У нас не было даже постельного белья. Никакого чая или кофе, и тем более ланч-боксов (за отдельную плату в билеты на «Хюндай» можно сразу включить обед. — Ред.) не было», — уже по прибытии в Донецк поделилась с нами Антипова. По словам девушки, вместо 12:59, заявленных по расписанию «Интерсити+», поезд приехал около 14:00. Были проблемы и с возвратом денег. «Когда пришли в кассы в Донецке, оказалось, что проводник должен был на билетах поставить штамп и свою подпись, чтобы нам вернули деньги. Кто-то не стал ругаться и ушел домой. А я пошла к начальнику вокзала, и только после этого мне вернули разницу. Билет на «Хюндай» стоил 265 гривен, 144 из них мне вернули», — подытожила Антипова.
ИЛИ КУПЕ, ИЛИ «ШКОДА»
По официальной версии, в подвагонных конструкциях (или попросту в дне) одного из десяти курсирующих в Украине «Хюндаев» пошли трещины, и теперь проверяют остальные составы. В пресс-службе «Укрзализныци» нам сообщили: поезда диагностируют и чинят, все составы временно заменят на купейные вагоны. По словам директора «Укрзализныци» Павла Чекалова, на наиболее популярном маршруте корейских составов Киев — Харьков будут задействованы двухсистемные поезда «Шкода» (вчера «Вести» видели их на столичном ж/д вокзале) и поезда «Украина-2» Крюковского завода. Разницу в цене всем пассажирам будут отдавать по прибытии, а тем, кто откажется ехать, — без комиссии выдадут деньги в кассе города отбытия. Когда же вернут «Интерсити+» — неизвестно. Не исключено, что некоторые составы вернут уже до конца февраля.
КОРЕЙЦЫ ИЗВИНИЛИСЬ ЗА СВОИ ПОЕЗДА
К слову, гендиректор представительства Hyundai Corporation Юн Сук Чой — единственный, кто извинился перед пассажирами за неудобства. В четверг он сообщил, что для обследования поездов в Украину приедут 7 сотрудников компании. А сейчас в техобслуживании задействованы 48 корейских специалистов. «Прошлой зимой компания выполнила значительный объем по модернизации, мы поставляли поезда и в другие страны. Я никогда не говорил, что у наших поездов не существует проблем в других государствах», — сказал он, опровергнув заявления о том, что поломки связаны с нашим климатом.
КСТАТИ
Экс-премьер-министр Николай Азаров заявляет, что Украина будет требовать от корейской компании Hyundai Rotem заплатить серьезные штрафные санкции в связи с техническими неисправностями поездов. Об этом он написал на своей странице Facebook. "По этому эпизоду южнокорейской компании будут выставлены серьезные штрафные санкции”, – сказал Азаров. Он сообщил, что на следующей неделе соберется авторитетная комиссия, в которую войдут "лучшие наши специалисты, а также специалисты южнокорейской компании и будет рассмотрен вопрос устранения дефектов”. "Мы все стремимся как можно скорее возобновить движение поездов”, – сказал Азаров.
|