В течении 2015-го "первичка" ВПМУ ЛВЧ-2 активно искала новые формы досуга для работников нашего предприятия - членов профсоюза. Вносились самые разные предложения ( и это не значит, что нереализованные на сегодняшний день отброшены как неперспективные ), была обработана огромная масса информации в местных средствах массовой информации, интернете, происходили встречи с представителями самых разнообразных клубов, организаций и объединений. Одним из перспективных направлений был определён активный отдых. Так профсоюзная организация и вышла на известный в нашем городе клуб активного отдыха "Pedali-sandali". В числе предлагаемых мероприятий были предложены велоэкскурсии по Криворожью, пешие походы в Карпаты, сплавы на байдарках по рекам Кривбасса и Украины. На последнем, как на не ординарном и необычном, виде отдыха и решено было остановиться. И уже во второй половине сентября "десант" ВПМУ в количестве 10 человек и в сопровождении опытных инструкторов клуба активного отдыха "Pedali-sandali" совершили сплав по водной жемчужине Криворожья - реке Ингулец - Искровским маршрутом. А уже в ноябре состоялось организационное собрание клуба активного досуга "Миклухо, маслай !" при комиссии по молодёжной, культурно-массовой и спортивной работе первичной профсоюзной организации Свободного профсоюза машинистов Украины ( ВПМУ ) Криворожского пассажирского вагонного участка. Были учреждены Устав Клуба, символика, задачи клуба, руководство. И уже 20-го мая новый сезон сплавов на байдарках был открыт. Первый сплав сезона решено было пройти по уже знакомому маршруту от Искровского водохранилища вниз по течению реки Ингулец. Причин было, как минимум, три. Во-первых: Ингулец в сентябре и Ингулец в мае - это две разных реки. В сентябре, после засушливого лета, река была довольно мелкой. Временами байдарки приходилось проводить между огромными валунами и через перекаты. Сейчас, после длительного дождливого сезона и активной промывки русла Ингульца сбросом воды из Искровского водохранилища, река полноводная и плыть по течению одно удовольствие. А во-вторых, в прошлом году сплав был закончен у Чкаловского моста за селом Лозоватка и маршрут был сокращён. В этом году было решено преодолеть всё запланированное расстояние и финишировать у старого парома напротив села Ингулец Криворожского района, "накинув" к прошлогоднему сплаву ещё 7 километров. И, в-третьих, в этом году состав участников был уже практически новым, за исключением двух человек.
Так же было решено расширить программу сплава начав его с посещения известного Искровского источника священномученика отца Николая.
Окончив в начале ХХ века духовную академию в Петербурге, отец Николай по велению своего наставника Иоанна Кронштадтского приехал в глухое село Искровка, чтобы строить там церковь (её мы видели во время прошлогоднего сплава), служить Богу и лечить людей. Искровский источник находился на земле принадлежавшей отцу Николаю, настоятелю Искровского храма. Отец Николай в теплое время года ежедневно проводил службу возле этого источника. В 1919 году о.Николая зверски убили: по одним свидетельствам - махновцы, по другим – большевики. При строительстве дамбы на Искровском водохранилище ключ засыпали. Но через пару лет из Кривого Рога приехал шахтер на костылях – специально к источнику. Узнав, что случилось, он разрыл руками землю там, где раньше был источник, вылил на себя три ведра воды, положил костыли и ушел (по крайней мере, легенда такая ходит). Говорят, костыли там пролежали несколько лет – их специально не убирали. Поэтому поток желающих посетить источник и исцелиться не иссякает.
После этого отряд байдарочников прибыл к месту старта и приступил к разбивке лагеря, собиранию байдарок и приготовлению плотного ужина с традиционным шашлыком и вечерними разговорами у костра.
Солнечным и ясным утром следующего дня после завтрака и сбора лагеря, упаковывания вещей, байдарки были спущены на воду и мы направились к первому остановочному пункту нашего путешествия - Савчиному броду.
После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году часть Запорожской старшины, преимущественно высшего состава, отправили в ссылку, а часть царское правительство, стремясь привлечь на свою сторону, приняло на офицерские должности в российскую армию. За верную и добросовестную службу, храбрость и подвиги в войнах с турецко-татарскими завоевателями козаки получали земли, чины и привилегии.
Среди таких старшин был и Савва Самодрыга. Так здесь возникло село Саввовка, на месте которого теперь дачный посёлок. А легенды до сих пор доносят до нас сведения о несметных богатствах Савы, захваченных в войнах и, незадолго до смерти, зарытых в здешних местах.
От Савчиного брода отправились далее к Терноватской переправе, минуя село Недайвода и бобровую колонию. В прошлом году Ингулец настолько обмелел, что приходилось проплывать под дамбой в бетонной трубе. Сейчас вода перехлёстывает через переправу.
За Терноватской переправой вышли на большую воду, река раздалась вширь и замедлила течение. Через пару километров встали на обед.
После обеда продолжили сплав по реке, окружённой дачными посёлками, лесополосами и древними скальными выходами аркозовых песчаников и железистых сланцев, гранитов.
Сделав ещё одну остановку на базе спортивного клуба "Барс", к вечеру мы подошли к уникальному природному заповедному образованию - балка Домаха. Это кусочек абсолютно нетронутой природы, где над водной гладью шатром нависают деревья и постоянно царит приятная прохлада.
На вторую ночёвку встали перед Раево-Александровкой, аккурат на границе Кировоградской и Днепровской ( уже да ! ) областей, в том же месте, где и в прошлый сплав. Уютное, защищённое скалами от ветра место. Традиционно, на территории были установлены флаги ВПМУ, клубов "Миклухо, маслай !" и "Pedali-sandali". Готовили ужин, рыбачили, травили байки и страшные истории )))
Утром третьего дня направились далее и к полудню доплыли до Лозоватки, где устроили короткий привал с "затаркой" в магазинах и пополнили запасы воды.
К слову, история Лозоватского храма восходит к концу ХІХ века. Первое богослужение в храме прошло в мае 1897 года. Этот храм — единственный на Криворожье, что сохранился во времена революции и Второй мировой войны. Да и сама Лозоватка "старше" Кривого Рога на 10 лет. Основана переселенцами с Черниговщины в 1765 году.
Проплыв подвесной пешеходный мост в селе Чкаловка ( старожилы говорят, что ранее был автомобильным, пока не построили новый, и по нему свободно проезжали американские грузовики "Студебеккер", которые СССР получал от США во время Отечественной войны по "ленд-лизу" ), вошли в акваторию Карачуновского водохранилища. По обеим сторонам Ингульца потянулись турбазы. По мере расширения зеркала водохранилища поднялась волна и грести стало тяжелее.
Финишировали у старого парома ниже Марьяновки, напротив села Ингулец Криворожского района. До финиша дошли все! За время сплава никто из участников не пострадал ))) За время сплава прошли по территории Кировоградской и Днепропетровской областей, проплыли сёла Искровка, Недайвода, Терноватка, Раево-Александровка, Лозоватка, Чкаловка, Марьяновка и Ингулец. Но главное не это. Мы живём в Кривом Роге и думаем, что это индустриальный город, пыльный и шумный, суетливый и бестолковый))) Но всего несколько километров за черту города и вы попадаете в чудесный мир. Просто посмотрите подборку фотографий. И путешествуйте с нами )))
|