После экстренного прекращения железнодорожного сообщения между Украиной и Крымом на территории полуострова осталось около 3 000 украинских грузовых вагонов и сырье. Мининфраструктуры и Укрзализныця (УЗ) не могут решить вопрос о возврате десятков составов с оккупированной территории, для этого необходимо политическое решение о возобновлении ж/д сообщения.
Операторы, чьи вагоны застряли на полуострове, каждый день несут большие убытки. Если высшее руководство страны не решит вопрос, то грузоперевозчики будут вынуждены вывозить заблокированные вагоны через территорию России. Стоимость трансфера одного вагона - около 20 000 грн.
26 декабря 2014 года УЗ ввела конвенции о запрете перевозки железнодорожным транспортом любых грузов между материковой частью Украины и Крымом. Также УЗ ограничила маршрут пассажирских поездов крымского направления до станций Новоалексеевка и Херсон.
Официальный представитель АТО Андрей Лысенко объяснил такие ограничения обеспечением безопасности мирных граждан в условиях, когда возросла угроза террористической и диверсионной деятельности. В Мининфраструктуры тогда заявили, что это решение СНБО, а УЗ является только исполнителем. В СНБО в свою очередь отметили, что это временная мера, но сроки не назвали.
Транспортная блокада Крыма не позволила операторам грузовых вагонов вывезти оставшиеся на полуострове составы, которые поставляли сырье для украинских металлургических предприятий (в основном известняк). "По большей части украинские вагоны возили песок для крымских компаний. Этими же вагонами доставлялся известняк для украинских металлургических предприятий. В этой кооперации задействованы такие крупные компании, как Балаклавское рудоуправление, Евпаторийский завод стройматериалов, Южный ГОК, АрселорМиттал, Запорожсталь, Николаевский глиноземный завод", - рассказывает заместитель начальника юридического отдела Спецвагонтранслизинг (СВТЛ) Богдан Опресняк. У компании в Крыму осталось 60 вагонов (общий операционный парк компании 1 320 вагонов. -Ред.).
Всего, по данным СВТЛ, в Крыму осталось более 1 000 украинских грузовых вагонов. В Мининфраструктуры называют еще большие цифры. Как сообщил
ЛІГАБізнесІнформ на условиях анонимности высокопоставленный чиновник министерства, в Крыму осталось около 3 000 грузовых вагонов, половина из которых государственные. (По состоянию на 2014 год весь парк грузовых вагонов составлял 202 000 единиц, из которых 116 000 - УЗ и 86 000 - частных операторов. -
Ред.) Чиновник добавил, что Мининфраструктуры не уполномочено вести переговоры с властями оккупированного Крыма, поскольку Украина их не признает. "Мы с Россией об этом переговоры не ведем, поскольку с позиции государства Крым - это территория Украины. Пока нет вариантов решения этой проблемы. Это должно быть политическое решение", - отметил чиновник.
В оперативном управлении компании Трансгарант Украина (дочерняя компания ООО Фирма Трансгарант, Россия) находится около 3 000 единиц подвижного состава. В Крыму осталось 550 вагонов. Замдиректора по оперативной работе компании Анатолий Яблонский уверяет, что Трансгарант с момента введения блокады потеряла на простое вагонов (за счет обслуживании лизинговых и арендных платежей) около 5 млн грн. Аренда одного вагона обходится компании 200 грн в день.
Грузоперевозчики не ждут от власти решения проблемы с вагонами. "На последней пресс-конференции и.о. гендиректора УЗ Максим Бланк заявил, что нет никаких оснований для пересмотра ранее принятых решений и их отмены. На наши запросы мы получаем отписки без конкретных вариантов решения вопроса", - говорит Опресняк.
По словам Яблонского, компания видит только одно решение проблемы: транспортировка вагонов через Керченскую паромную переправу на территорию России, а затем в Украину. Цена переправы и транспортировки одного вагона - 20 000 грн.
"Если вопрос не решится, мы будем вынуждены транспортировать незагруженные вагоны через территорию РФ. После этого придется четыре месяца отбивать затраты, возникшие из-за передислокации с Крымского полуострова", - говорит Яблонский.
По словам операторов, если бы украинская власть сработала на упреждение, проблемы можно было избежать. Достаточно заранее предупредить грузоперевозчиков о планируемом запрете. Яблонский убежден: компании хватило бы недели, чтобы вывезти груз и весь парк вагонов.
<a href="http://liga.net/">Источник</a>
<a href="http://liga.net/">Источник</a>